Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Схема использования физических упражнений в лечебной гимнастике при спастических и вялых параличах и парезах

Большинство отечественных авторов при подборе упражнений исходят из схемы предложенной С.А. Уаровой-Якобсон (1940) (табл. 1), и впоследствии дополненной В.М. Мошковым, которая определяет особенности методики лечебной гимнастики при спастических и вялых параличах и парезах.

Лечебная гимнастика как метод развития компенсаторных механизмов

М.М. Круглый (1958) использовал данную схему, в своей работе, где представил лечебную гимнастику как метод развития компенсаторных механизмов у больных с поздними последствиями травматической болезни спинного мозга.

Таблица 1. Схема использования физических упражнений в лечебной гимнастике у больных с травмой спинного мозга

Вид
упражнений

При вялых
формах

При спастических формах

Посылка импульса

Необходима

Не существенна

Массаж

Глубокий, активный

Поверхностный

Упражнения для паретичных "изолированных мышц"

Не существенны

Очень важны

Борьба с повышенной рефлекторной возбудимостью

Не нужна

Необходима

Упражнения, сближающие точки прикрепления мышц

Показаны

Противопоказаны

Упражнения, удаляющие точки прикрепления мышц (на растяжение)

Противопоказаны

Показаны

Усилие

Необходимо

Противопоказано

Лечение положением

Необходимо

Необходимо

Движения в воде (теплой ванне)

Показаны

Очень важны

Развитие опорной функции

Крайне необходимо

Необходимо

В первую неделю после операции использовались упражнения направленные на активизацию функции дыхания, кровообращения, ликвородинамики и на профилактику застойных явлений в организме.

В задачу занятий второй недели входило усиление регенеративных процессов непосредственно в операционной ране, за счет включения в работу мышц в области формирующегося рубца и ускорения кровотока и обменных процессов в этой области. А также упражнения для мышц живота, спины, плечевого пояса, импульсная гимнастика, пассивные и активные упражнения, направленные на борьбу с контрактурами.

Особенностью методики предложенной автором заключается в раннем переводе больного в вертикальное положение. Занятия в вертикальном положении тела способствуют лучшему использованию и развитию компенсаторных механизмов перемещения центра тяжести тела и инерции. Движений частей тела, статических напряжений, зрительного, вестибулярного и проприоцептивного контроля.

Воспитание у больных с поврежденным спинным мозгом чувства равновесия, навыка пассивного замыкания суставов и т. п., возможно исключительно при занятиях в положении стоя (Белоусов П.Н., 1963; В.М. Угрюмов, М.М. Круглый, Е.Н. Винарская, 1964).

Занятия в вертикальном положении

Занятия в вертикальном положении начинались на 21-24-ый день после операции и условно делились на две группы.

Первая группа включала упражнения на подготовку больного к выполнению целевых двигательных актов: на укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса; на разработку имеющихся контрактур, тренировку органов дыхания и кровообращения.

Во вторую группу вошли упражнения направленные на восстановления функции передвижения или развития приспособительных механизмов: на посылку импульсов к движениям, упражнения облегченные, самостоятельные и с сопротивлением для мышц нижних конечностей, на тренировку статики, имитации шага, обучение ходьбе с помощью «каталки», «ходунков», костылей.

Назад | Вперед

Источник: Двигательная самореабилитация при травмах спинного мозга шейного отдела позвоночника в домашних условиях

Похожие материалы

Дата публикации: 27 июля 2015

.



Жизнь после травмы
спинного мозга