Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

1.3.4.2. Фактор роста фибробластов

Фактор роста фибробластов (FGF2) - представитель ключевого семейства морфогенов, которые контролируют индукцию и спецификацию тканей в эмбриогенезе. Молекула является фактором роста, обладает выраженным нейротрофическим действием и рассматривается как обязательный компонент в средах для направленной дифференцировки нейральных клеток in vitro. В зрелом спинном мозге FGF2 участвует в пролиферации нейральных предшественников (Kojima et al. 2002, Martens et al. 2002, Meng et al. 2008, Lee et al. 2012).

FGF2 рассматривается в качестве узловой молекулы в патофизиологии травмы спинного мозга. Показано, что в области повреждения спинного мозга количество FGF2+-клеток возрастает в 15 раз (Xu et al. 2006). Введение FGF2 в комбинации с трансплантацией стволовых мезенхимных клеток человека улучшает функциональные показатели регенерации спинного мозга (Kim et al. 2006). Введение FGF2 в область травмы спинного мозга существенно уменьшает объём патологических полостей и способствует сохранности белого вещества (Jimenez Hamann et al. 2005).

FGF2 индуцирует фосфорилирование молекулы EphrinB (Bruckner et al. 1997; Chong et al. 2000), представителя семейства эфринов, контролирующих направленный рост аксонов в развивающемся и регенерирующем спинном мозге, с последующей активацией ГТФазы Rho и перестройкой цитоскелета в аксоне. С другой стороны, при травме спинного мозга FGF2 усиливает экспрессию молекулы адгезии CHL1, близкого гомолога молекулы адгезии L1 из суперсемейства иммуноглобулинов. CHL1 поддерживает выживание нейронов и аксоногенез, а также экспрессию GFAP в астроцитах (Jakovcevski et al. 2007), но сдерживает прорастание нервных волокон через глиальный рубец при травме спинного мозга.

FGF2 вырабатывается также шванновскими клетками, экспрессия которого в них возрастает при повреждении периферических нервных структур (Santos-Silva et al. 2007, Doubles et al., 2008). Влияние этого фактора на поведение мигрирующих в спинной мозг шванновских клеток практически не изучено. В этом отношении известно, что в спинном мозге молекулы FGF2 контролируют взаимодействие шванновских клеток с астроцитами (Santos-Silva et al. 2007).

При контактном взаимодействии с астроцитами, опосредуемом пока неизвестным сигналом, шванновские клетки секретируют гепарансульфат протеогликаны, которые активируют молекулы FGF2, продуцируемые и секретируемые глиальными клетками. Активированные молекулы FGF2, взаимодействуя с рецепторами на поверхности астроцитов, служат сигналами для модуляции фенотипа этой разновидности глиальных клеток, что проявляется в их пролиферации (астроцитозе), формировании барьера для регенерирующих аксонов и мигрирующих клеток, увеличении экспрессии GFAP и хондроитинсульфат протеогликана, основного компонента глиального рубца. Таким образом, при травме спинного мозга FGF2 может оказывать позитивное и негативное влияние на процесс нейрорегенерации.

FGF2 поддерживает дифференцировку стволовых нейральных клеток в совместной культуре с амниотическими клетками. Трансплантация при травме спинного мозга крысы амниотических клеток, трансфицированых геном FGF2, способствует выживанию и нейральной дифференцировке одновременно трансплантируемых стволовых нейральных клеток, а также поддерживает выживание собственных нейронов в травмированном спинном мозге реципиента (Meng et al. 2008). Системное введение FGF2 мышам с контузионной травмой спинного мозга усиливало цитогенез олигодендроцитов и увеличивало количество NG2+-клеток (Lytle et al. 2009, Nishiyama et al. 2009), которые рассматриваются в качестве предшественников олигоденлроглии и астроцитов серого вещества (Zhu et al. 2008, Kucharova et al. 2010).

В интервале между 7 и 28 сутками после травмы спинного мозга на границе области повреждения с нормальной тканью значительно возрастает количество FGF2+-клеток (Tripathi et al. 2008). Эти клетки присутствуют в зоне повышенной пролиферации предшественников олигодендроцитов, что указывает на важную роль FGF2 в глиогенезе, опосредованном повреждением, поддержании миелинобразующих клеток и стимулирования процесса ремиелинизации.

Подкожное введение FGF2 крысам с повреждением двигательной коры способствует реконструкции нервных связей и восстановлению функции (Monfils et al. 2008).

См.: Молекулы потенциальных стимуляторов нейрорегенерации

Назад | Оглавление | Вперед

Дата публикации (обновления): 08 февраля 2017 г. 12:52

.



Жизнь после травмы
спинного мозга