|
Индекс обучаемости - желание учиться плюс готовность изменитьсяКак вы когда-то научились учитьсяСкорее всего, вы входите в те 99% людей, которые в школе научились учиться с помощью процесса механического запоминания. Это обучение с помощью простого повторения. Вы получали информацию (от учителя или из книги) и затем повторяли ее снова, снова и снова, пока она не запечатлевалась в вашем мозгу (как вы надеялись). Знакомый процесс? Как он служит вам сейчас? Полагаю, не очень хорошо. Чтобы это доказать, я предлагаю простой тест из двух вопросов.
На наших семинарах все участники отвечают на первый вопрос «Конечно», а второй загоняет их в тупик. И это нормально: не обязательно знать типы животного царства. Но, изучая биологию, вы точно проходили это. И если спросить: «Вы ее действительно выучили?» ответ, скорее всего, будет отрицательным. Вы не выучили эту информацию, а вызубрили. На контрольной изрыгнули ее на бумагу, и на этом все закончилось. В школе этот метод вам помогал, но теперь вы понимаете, в чем проблема? Во время обучения в школе и вузе вы постоянно прибегали к этому приему, и у вас выработалась привычка учить так все. Наверняка теперь она оказывает вам плохую услугу. Да, механическое запоминание может обеспечить приличную оценку за контрольную, но жизнь не состоит из контрольных, о которых вы узнаете заранее. Поэтому нужен метод обучения, который принесет вам немного больше пользы. Именно о нем вы узнаете из первых шести глав этой книги, если будете готовы осваивать нечто новое и необычное... Индекс обучаемостиПольза, которую вы извлечете из этой книги или любой обучающей ситуации, во многом зависит от ваших индивидуальных особенностей. Этот материал изменит вашу жизнь, но только при соблюдении обязательного условия: если вы усвоите материал и будете применять его. А для этого нужно знать свой индекс обучаемости. Это показатель вашей готовности к обучению. Осознаете вы это или нет, индекс обучаемости вступает в игру каждый раз, когда вы пытаетесь овладеть новым навыком или лучше что-то понять. В нем два компонента, и каждый из них легко оценить по шкале от 1 до 10 (10 высший балл). Первый компонент ваше желание учиться. Это логично: чтобы извлечь максимум пользы из обучающей ситуации, вы должны хотеть усвоить то, что вам предлагается. И следующая новость должна обрадовать вас как ученика: ваше желание учиться на очень высоком уровне, 9-10 баллов по этой шкале. Поздравляю! Я могу уверенно заявлять об этом, даже не зная вас: мне точно известно, что вы уже потратили что-то на себя. Вероятно, вы отдали деньги за эту книгу (спасибо!) или как минимум уделили ей какое-то время, чтобы дойти до этого этапа. Вы не пошли бы на это, не имея сильного желания учиться. Итак, оцените свое нынешнее желание учиться по шкале от 1 до 10. Оценка желания учиться _____ Со вторым компонентом индекса обучаемости дело обстоит немного сложнее. Это ваша готовность изменяться, и ее ни в коем случае нельзя переоценивать. Любому, кто читает эту книгу, присуще сильное желание учиться. Но никому не свойственна большая готовность изменяться. Причина зона комфорта, о которой говорилось во введении: в нас от природы заложено стремление сохранять существующее положение дел и продолжать делать одно и то же, даже если это не приносит желаемых результатов. Я не отрицаю, что у вас может быть высокий показатель готовности к изменениям. Но если вы хотите повысить ее, придется действовать сознательно и целенаправленно. Это не произойдет по счастливой случайности. Итак, как вы оцениваете свою нынешнюю готовность изменяться? Оценка готовности изменяться _____ А теперь, имея на руках цифры, вы можете измерить свой индекс обучаемости, перемножив эти два показателя. Самый высокий возможный балл 100 (10 х 10). Сделайте это сейчас и посмотрите, что получится.
Заметьте: даже если ваше желание учиться тянет на 10 баллов, но готовность изменяться нулевая, то общий индекс обучаемости тоже равен нулю. Чтобы вы действительно чему-то научились, высокими должны быть оба показателя. Недостаточно выражать желание учиться нужно учиться на самом деле! Вы взяли эту книгу, потому что хотите улучшить свою жизнь, правда? Конечно, и если вы действительно хотите этого, то должны начать меняться. Как говорят китайцы, безумие «делать одно и то же снова и снова, ожидая другого результата. Многие говорят, что это полезное упражнение, когда стоит цель выучить нечто новое. Индекс обучаемости не повод для осуждения или расстройства, а просто полезный ориентир. Если у кого-то он выше вашего, это не значит, что тот человек лучше вас; это значит, что он будет достигать успехов быстрее. И я дам вам советы, которые помогут извлечь максимальную пользу из этих глав о тренировке памяти.
Метод, которому вы здесь научитесь, точно дает результаты, но отличается от привычного. Поэтому у вас, скорее всего, возникнет мысль: «Как-то это странно». Все, кто учится тренировать свою память, переживают минимум один период, когда им кажется, будто все это только набор странноватых приемов. Это не так. И когда вы это поймете, рекомендую вам посмотреть на свой индекс обучаемости, избавиться от негативных мыслей и двигаться дальше. Не тратьте зря время и силы, пытаясь провести критический разбор или анализ этого процесса, у вас будет достаточно времени на это потом, если такое желание сохранится. Вы научитесь гораздо быстрее, если не будете оценивать процесс. Но при этом вы должны оценивать свои результаты. Ведь так вас оценивают на работе, правда? Делайте то же самое: используйте этот процесс, выполняйте мои указания и посмотрите, что у вас получится. Думаю, вы будете поражены, увидев, как быстро можете улучшать свои способности.
Одно мы знаем наверняка: обучение в идеале увлекательный процесс. У него есть две особенности. Во-первых, вспомните об удовольствии, которое вы ощущаете, когда учитесь чему-то новому. Вы когда-нибудь катались на водных лыжах? Сноуборде? Играли в нарды? Учились продавать? Преодолевали страх? Вам было приятно, когда это начало получаться, правда? Вашему мозгу нравится учиться новому, даже если вы не любили школу! Во-вторых, нам точно известно, что реакция мозга на стресс «бей или беги» дает самое неблагоприятное состояние для того, чтобы учиться чему-то новому. Эта реакция очень эффективна, если вы уже чему-то научились и достигли уровня неосознанной компетентности. Но она же отключает вашу способность приобретать новые умения или усваивать новую информацию. Вы вспомнили имя того знакомого позже только потому, что после его ухода глубоко вздохнули и расслабились. Пока вы ломали голову, общаясь с ним, ваш мозг испытывал то же, что солдаты в бою! Конечно, в более мягкой форме (в продуктовом магазине обстановка не такая напряженная, как на поле боя), но по сути химические процессы и мозговые волны такие же. Стресс главный убийца ваших умственных способностей. Так что снизьте градус напряжения. Если вы на чем-то забуксовали или зашли в тупик, просто глубоко вздохните, скажите себе: «Вспомню позже», и идите дальше. Вернитесь к этой проблеме позже. Зачастую этого хватит, чтобы заставить нейроны взаимодействовать нужным образом и привести вас к желаемому результату. Будьте готовы учить и осваивать новое и непривычное. Вы способны сделать намного больше, чем думаете. Итак, вперед и с удовольствием!
Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать
лучше и добиваться больших целей / Похожие материалы:
Дата публикации: 27 июля 2015 г. |
|