Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Оценка памяти

Ниже приведен список из 20 пунктов. Вам нужно изучить его как можно медленнее и тщательнее, но не дольше 5 минут. Постарайтесь уложиться в срок. Записывать его нельзя, вся работа должна проводиться в уме. Когда вы закончите, перейдите к тесту и, не подглядывая, запишите эти 20 пунктов по порядку, как можно лучше постаравшись воспроизвести его. Готовы? Вперед!

единорог

электророзетка

трехколесный велосипед

внедорожник

рука

банка пива

хоккейная клюшка

паук

воздушный шарик

червонец (монета в 10 рублей)

палочки для еды

тарелка

черная кошка

золото

знак доллара

свеча

волшебник

снеговик

сауна

мишень для дартс

Повторю: изучайте список не дольше 5 минут. Потом запишите эти 20 пунктов в первоначальном порядке, не подглядывая на этот список. Начинайте.

____________ ____________

____________ ____________

...

Ну, как результат? Если вы похожи на большинство других людей, то не очень. Когда участники наших семинаров проходят этот тест, их средний балл около 6 (из 20). Если у вас вышло больше, поздравляю! Если нет не беспокойтесь. Этот балл нужен только для оценки исходных данных. Но из средних результатов теста нужно извлечь два важных урока относительно тенденций работы вашего мозга, которые можно обернуть себе на пользу.

Первая тенденция: правило «7 ± 2»

В отсутствие четкой системы мозг способен справляться максимум с 5-7 единицами информации одновременно (а скорее с 3-5). Если вы пытались выучить этот список из 20 пунктов путем механического запоминания, то, наверное, поняли одну закономерность: первые 5-7 пунктов запомнились хорошо, а потом начались трудности. Если это так, не беспокойтесь: проблема не в вас, а в том, что вы действовали бессистемно. Вас ограничивала способность памяти справляться с небольшим числом единиц информации.

Кстати, если вы все-таки запомнили больше 7 пунктов, то наверняка не ограничились простой зубрежкой. Некоторые участники наших семинаров получают в тесте оценку в 10 или больше баллов, и никто из них не прибегает к механическому запоминанию. Они придумывают аббревиатуру или какую-то историю с участием этих объектов либо замечают в списке некую закономерность о ней я вскоре расскажу. Будьте уверены, что без метода или системы ваш мозг способен эффективно справляться примерно с 7 единицами информации (плюс-минус две).

Вторая тенденция: первичность и недавность

Одна из самых частых закономерностей, которые мы наблюдаем в результатах исходного теста, называется первичность и недавность. Если вам нужно запомнить ряд данных, мозг обычно эффективно фиксирует информацию в начале и конце, а в середине возникают трудности. Опять же это не значит, что с вами что-то не так: первичность и недавность естественная особенность работы мозга.

Понимание этих тенденций подводит нас к самому элементарному принципу улучшения запоминания: разделение на части. Принцип прост: вы автоматически улучшите способность мозга воспроизводить хранящуюся в нем информацию, если будете разделять ее на «удобоваримые» кусочки. Представьте, что тест имеет такой вид:

  • единорог
  • электророзетка
  • трехколесный велосипед
  • внедорожник
  • рука

  • банка пива
  • хоккейная клюшка
  • паук
  • воздушный шарик
  • червонец

  • палочки для еды
  • тарелка
  • черная кошка
  • золото
  • знак доллара

  • свеча
  • волшебник
  • снеговик
  • сауна
  • мишень для дартс

Ваш результат был бы лучше. Почему? Больше начал и окончаний! Уже это может стать огромным подспорьем для вашего мозга. Когда вы что-то учите, по возможности разделяйте это на небольшие «удобоваримые» части: фрагменты информации и периоды времени. Это касается даже нашей книги: я рекомендую вам читать не больше одной главы за один присест. Закончив, потратьте немного времени на повторение пройденного письменно или хотя бы в уме. Сделайте небольшой перерыв: потянитесь, выпейте воды, отвлекитесь на несколько минут. А потом и только потом возвращайтесь к чтению. Так вы получите гораздо больше пользы.

А теперь, когда у вас есть начальная оценка своей памяти и понимание свойственных работе мозга тенденций, постараемся повысить эффективность его работы. Из следующих двух глав вы узнаете, как говорить на языке своего мозга, мысленно организовывать информацию всех типов и улучшить воспроизведение в самых разных ситуациях. Поехали!

Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей /
Роджер Сайп; пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
Опубликовано с разрешения издательства
.

Похожие материалы:

Дата публикации: 27 июля 2015 г.



Жизнь после травмы
спинного мозга