травма спинного мозга

Жизнь после травмы спинного мозга
Реабилитация инвалидов - колясочников

Меню
сайта

 

 

Методика обучения двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника с повреждением спинного мозга

Штоколок Василий Сергеевич

В реабилитации больных с травмами позвоночника специалистами по физической реабилитации ведется научно-методическая работа. Предлагаемые методики предназначены для использования специалистами по ЛФК и врачами. Вместе с тем, не рассматривается эффективность самостоятельных занятий в домашних условиях больных после выписки из лечебного учреждения.

О широких возможностях самореабилитации больных с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга показано в исследованиях (Ю. Г. Михайловой [82]; В.А. Качесова [60]). Вместе с тем, данные специалисты проводят исследования самореабилитации больных с травмами позвоночника только на примере травм в шейном отделе.

Решение данной проблемы видится в создании методики двигательной самореабилитации больных на основе персонального тренинга после выписки из лечебного учреждения.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические основы методики обучения двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника в грудном и поясничном отделах с повреждением спинного мозга после выписки из лечебного учреждения

1.1. Проблемы двигательной самореабилитации при позвоночноспинномозговой травме

1.2. Особенности травмы позвоночника в грудном и поясничном отделах с повреждением спинного мозга

1.3. Характеристика двигательных возможностей больных с травмой спинного мозга

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1. Организация исследования

2.2. Методы исследования

Глава 3. Методика обучения двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника с повреждением спинного мозга после выписки из лечебного учреждения

3.1. Основные положения и принципы методики обучения двигательной самореабилитации больных после выписки из лечебного заведения

3.2. Программа двигательной самореабилитации больных после выписки из лечебного заведения

3.3. Особенности методики и специфика лечебной гимнастики при вялом периферическом параличе с использованием персонального тренинга в домашних условиях

3.4. Методика самомассажа при вялом периферическом параличе конечностей с использованием гидропроцедур

3.5. Интеграция в социальную среду больных с травмами позвоночника через подготовку и участия в спортивных мероприятиях

Глава 4. Динамика результатов больных при травмах позвоночника в грудном и поясничном отделах с повреждением спинного мозга на формирующем этапе эксперимента

4.1. Исследование изменений психофизиологического состояния в процессе эксперимента

4.2. Динамика показателей уровня физического здоровья по результатам самодиагностики

4.3 Изменение физической работоспособности больных в процессе эксперимента

4.4. Динамика показателей координационных способностей больных с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга

Выводы

Библиография

Приложения

1. Дневник самоконтроля больного

2-6. Комплексы реабилитационных упражнений

7. Краткосрочные алгоритмы выполнения массажа и самомассажа

8. Комплекс тестов по определению исходного состояния больного

9. Темы теоретического курса методики обучения двигательной самореабилитации

10. Использование методов обучения в процессе двигательной самореабилитации

Реабилитация больных с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга является серьезной проблемой для общества. С каждым годом увеличивается количество больных с такими травмами [90]. Это связано с увеличением количества автокатастроф, бытовых и спортивных травм, техногенных аварий, глобальных вооруженных конфликтов и т.д.

Некоторые авторы для решения проблемы предлагают создание «школ для больных с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга», где реабилитация строится следующим образом: больные на протяжении нескольких дней находятся в стационаре, где проходят обучение по выполнению физических упражнений предстоящего этапа занятий, после чего в течение нескольких месяцев проводят самостоятельные занятия дома.

Но и в этом случаи возникает проблема в связи с тем, что не в каждом лечебном учреждении организованы такие школы, а с позиций сохранения здоровья физическими упражнениями такой категории больных необходимо заниматься в течение всей последующей жизни. Кроме того, больные во многих случаях проживают на достаточном расстоянии от лечебного учреждения (в другом населенном пункте). Все вышеуказанное, не позволяет организовать подобным способом реабилитацию больных.

В доступных нам методиках не рассматривается их дальнейшая социализация. Вопросы социализации рассматриваются отдельно от основного процесса физической реабилитации. Человек, получивший такую травму, теряет связь с обществом, что негативно сказывается на его психологическом состоянии. Чем длительнее проходит разрыв с внешней средой, тем тяжелее последствия и труднее вернуть больного в общество.

В ряде исследований рассматриваются отдельные аспекты двигательной самореабилитация таких больных: общие рекомендации по организации самореабилитации больных [39], методика применения средств физической культуры с гидропроцедурами [82], комплексное использование средств адаптивной физической культуры при травме в шейном отделе позвоночника [60]. Не потеряли своей значимости ранее проведенные исследования, посвященные различным аспектам двигательной реабилитации инвалидов с ПОДА, в частности работы (В.П. Жиленкова [46]; В.А. Епифанов [41]), но они не изучали эффективность применения средств адаптивной физической культуры и спорта в системе социальной интеграции.

Современные знания о двигательной самореабилитации позволяют подойти к решению этой проблемы на основе формирования целостного процесса. Анализ данных исследований авторов [60, 39, 82] позволяет констатировать, что самореабилитация - самостоятельное восстановление утраченных функции организма с помощью средств адаптивной физической культуры.

Однако решение данной проблемы не нашло своего раскрытия. Все выше сказанное требует разработки комплексов физических упражнений, методов, методических приемов и форм самостоятельных реабилитационных мероприятий в домашних условиях под контролем инструкторов по ЛФК и близких больного.

Решение данной проблемы видится в создании методики двигательной самореабилитации больных на основе персонального тренинга после выписки из лечебного учреждения.

Цель исследования - научно обосновать методику обучения двигательной самореабилитации больных с травмами позвоночника в грудном и поясничном отделах с повреждением спинного мозга после выписки из лечебного учреждения на основе персонального тренинга.

Для реализации сформулированной цели исследования и проверки основных положений гипотезы решались следующие задачи:

  1. Изучить особенность применения двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника после выписки из лечебного учреждения.

  2. Разработать методику обучения двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника на основе персонального тренинга и проверить ее эффективность.

  3. Выявить комплекс организационно-педагогических условий, способствующих поэтапному переходу больных к двигательной самореабилитации.

  4. Создать методический программный комплекс, обеспечивающий самостоятельные тренировочные занятия больных.

  5. Разработать практические рекомендации по оптимизации двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника с повреждением спинного мозга после выписки из лечебного учреждения стационара.

Теоретико-методологическими основаниями проведенного исследования явились: идеи философской антропологии (И.М. Быховская [21]; Л.А. Закс [50]); теории деятельности (А.Н. Леонтьев [68]); индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании на основе субъектного опыта (М.Я. Виленский [25]; В.А. Ермаков [45]; В.С. Макеева [76]); личностно-деятельностный подход, обеспечивающий общенаучный уровень методологии.

Основу построения структуры и методики физической реабилитации составили: положения о роли и значении физической культуры в реабилитации больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Н.А. Белая [8]; В.И. Дубровский [37]; В. А. Епифанов [42]; С.Н. Попов [90]); теории системного понимания здоровья (В.С. Макеева [77]; А.Г. Щедрина [123]); положения о произвольном управлении и совершенствовании функций опорно-двигательного аппарата (В.И. Дикуль [65]; Б.И. Шейко [108]); методики массажа (А.А. Бирюков [15]; В.И. Дубровский [33]).

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории адаптивной физической культуры новыми знаниями о сущностных характеристиках методики двигательной самореабилитации; конкретизирует наиболее эффективные средства, методы и формы реализации тренировочного процесса при травмах позвоночника; обогащает научные представления о комплексе условий по восстановлению индивидуального здоровья больного, способствующих развитию его личности, социальной адаптации.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении методики обучения в процесс самореабилитации больных при травмах позвоночника с повреждением спинного мозга после выписки из лечебного учреждения, построенной на основе персонального тренинга в домашних условиях; обосновании ее структуры и содержания; выработке алгоритмов выполнения физических упражнений для восстановления статического и динамического равновесия, функций передвижения, навыка правильной ходьбы в сочетании с самомассажем живота, способствующего восстановлению нарушенной функции тазовых органов, и гидропроцедурами в ходе занятия и в процессе всего периода реабилитации; внедрении в практику самореабилитации мультимедийных обучающих программ по самостоятельному выполнению комплексов физических упражнений и самомассажа с указанием дозировки, особенностей выполнения без участия массажиста и инструктора по ЛФК; внедрении системы самодиагностики больных для формирования основ самопознания (процесс определения своих способностей и возможностей) и умения осуществлять комплексную диагностику своего физического и эмоционального состояний.

Результаты проведенных исследований могут быть использованы для разработки новых образовательных стандартов для высшего профессионального образования; в персональной подготовке тренеров по адаптивной физической подготовке, практической работе с больными на дому после выписки из лечебного учреждения; при подготовке и повышении квалификации инструкторов ЛФК.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивалась глубоким теоретическим анализом состояния изучаемых вопросов, значительным объемом экспериментальных данных (обследовано 150 человек), широким комплексом применяемых методик исследования, статистической значимостью полученных результатов.

По теме диссертации опубликовано 15 научных работ.

Штоколок Василий Сергеевич. Методика обучения двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника с повреждением спинного мозга: диссертация ... кандидата педагогических наук. - Тула, 2015.

Следующая страница

В раздел научных исследований

Дата публикации (обновления): 20 апреля 2016 г. 15:34

.

paralife.narod.ru