Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

3. Доступность жилища, социальной инфраструктуры и среды обитания инвалидов в России

Две громадные лестницы без перил снаружи и внутри - это вход в здание Министерства труда и социальной защиты населения Российской федерации в Москве на Солянке. Меняются президенты, правительства и отдельные министры, но эти лестницы стоят незыблемо как символ отношения власти к старикам и инвалидам, которых она, казалось бы, призвана защищать "по определению".

То же касается и большинства других правительственных зданий в столице и в регионах. Архитектурный стиль, похоже, навечно отделил власть от народа. Такой же лестницей может "похвастаться", например, комитет соцзащиты города Королева, названного по имени главного конструктора космических ракет. До него, видимо, не дошли руки московского областного начальства, заслужившего, правда, искреннюю благодарность за сооружение у собственного здания пандуса по всем правилам.

Этот пример, однако, является, скорее, исключением: в других городах решили ограничиться приделанными наспех и вопреки всем нормативам крутыми железными швеллерами, по которым инвалиду в коляске можно подняться только с помощью мужчины-атлета, да и то с риском. Такая конструкция, например, портит фасад здания региональной администрации в Ростове-на-Дону.

В Москве, правда, стали появляться отдельные островки доступности - Манежная площадь, Третьяковская галерея и Поклонная гора. Образцово-показательное переоборудование претерпело здание, в котором разместился Московский центр технических средств реабилитации инвалидов, где перед посетителями даже двери распахиваются автоматически. Но проявляют заботу об инвалидах, как правило, не отечественные, а иностранные строительные фирмы.

Медицинские учреждения (поликлиники, аптеки), предприятия торговли (магазины, кафе) и объекты культуры мало отличаются от официальных зданий. Недоступна большая часть театров, концертных и выставочных залов. В Москве такими примерами служит Большой театр и Музей изобразительных искусств имени Пушкина, в Петербурге - Русский музей и знаменитый Эрмитаж. В кинотеатры инвалиды на колясках заезжают с черного хода и то потому, что по технике безопасности выход из зала делается вровень с землей.

В России большинство православных церквей строились на высоком подклете, и далеко не везде крутые лестницы, ведущие в храм, снабжены перилами.

Кое-какие сдвиги благодаря энергии руководителей местных инвалидных организаций происходят в Великом Новгороде, (совместная программа Новгородского общества инвалидов и общественной организации "Перспектива"), Улан-Удэ (фонд "Преодоление") и Твери (общество инвалидов-опорников "Танюша"). Иногда въезды в магазины, кафе, кинотеатры делаются доступными по личной просьбе отдельных инициативных инвалидов. Так, в Королеве после личного знакомства с соседями-колясочниками пандусы устроили учредитель кафе "Баскин-Роббинс" и хозяева магазина "Смак". Но в целом ждать придется долго, пока не только сообразительные и милосердные люди, но прежде всего чиновники на местах проникнутся нуждами инвалидов да и просто начнут выполнять государственный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и вытекающие из него прекраснодушные постановления.

Перекрестки, оборудованные "звуковыми светофорами" для слепых, по всей России можно пересчитать по пальцам. Но в остальном, во-первых, благодаря энергичной работе Всероссийского общества слепых (ВОС) по обеспечению доступности среды обитания для своих членов и, во-вторых, учитывая гораздо меньшие затраты, с этим связанные, по сравнению с возведением дорогостоящих сооружений для опорников, дело здесь обстоит более благополучно.

Тротуары или специальные пешеходные дорожки для слепых и слабовидящих в районах, где расположены предприятия, санатории и пансионаты, принадлежащие ВОС, часто маркируются белой выступающей краской или оборудуются ограничителями и поручнями. У пешеходных переходов там устанавливаются предупреждающие дорожные знаки и светофоры. На некоторых станциях Московского метрополитена покрытие у края перрона имеет отличающуюся структуру поверхности. Слепым помогает звуковое оповещение о приближения поездов и смена голоса диктора в поездах, объявляющего название станций, скажем, с женского на мужской при приближению к центру города или, наоборот, удалению от него. На некоторых, но, к сожалению, далеко не на всех, автобусных и троллейбусных маршрутах объявляется не только название остановок, но и номера маршрутов и направление следования. Эти и ряд других удобств характерны, однако, только для столицы и, может быть, для особых районов некоторых городов (Самара, Саратов, Батайск), где рядом с предприятиями, использующими труд слепых, традиционно и относительно скученно селятся эти инвалиды. Но даже в относительно благополучной Москве, по прикидкам компетентных членов ВОС, лишь половина незрячих рискует передвигаться по городу без помощи спутника. Культура подготовки специально обученных собак-поводырей в России не привилась.

Большое неудобство и даже опасность для слепых в больших городах представляет неупорядоченная парковка автомашин на тротуарах и во дворах, а также хаотично размещаемые места уличной торговли. В других населенных пунктах городская инфраструктура практически не учитывает потребности слепых для свободы их передвижения.

Кроме барьеров физических, остаются бюрократические преграды, которые наносят не меньший, а, скорее, больший нравственный и душевный урон. В Самаре общество "Десница" выиграла судебный иск у местной дорожной полиции на незаконное взимание платы за номерные знаки машин инвалидов. Казалось бы, мелочь, но 960 человек получили свои деньги обратно. Также был выигран иск относительно оплаты земельных участков под гаражи.

Учитывая косность российской судебной системы и советские традиции "не плевать против ветра", общественные организации инвалидов и, тем более, отдельные лица крайне редко вступают в правовую борьбу с властями.

Доступность железнодорожного, воздушного и городского общественного транспорта для инвалидов во всей России находится "на нуле". Правда, на некоторых железнодорожных маршрутах появились экспериментальные вагоны с одним двухместным широким купе, предназначенным для инвалидов в колясках с сопровождающими. Но низкие платформы вокзалов, а также высокие ступени, узкие двери и неудобно расположенные поручни троллейбусов и автобусов практически недоступны для колясочников и затрудняют пользоваться ими другим инвалидам со сложностями в ходьбе и просто престарелым. Большинство вокзалов, даже реконструированных относительно недавно, лишены туалетов для инвалидов или хотя бы широких кабин в общих туалетах. В Московском аэропорте "Внуково" медицинский пункт, через который на южные курорты ежегодно отправляются многие сотни инвалидов на колясках, не считая других опорников, расположен в подвале с крутой лестницей. В международном аэропорте "Шереметьево-2" много лет не функционирует эскалатор, и тяжелых в прямом и переносном смысле инвалидов носильщики поднимают на руках.

Говоря о доступности жилища, надо воздать должное Правительству Москвы, которое распорядилось построить в новых окраинных микрорайонах Южное Бутово и Митино несколько десятков квартир для инвалидов на колясках. Они снабжены индивидуальными подъемниками, просторными туалетами и широкими дверными проемами. Опыт перестройки подобных квартир имеется в таких крупных российских городах как Нижний Новгород и Самара. В Улан-Удэ городские власти совместно с общественными организациями инвалидов (фонд "Преодоление") пошли по пути проектирования специального жилого комплекса для инвалидов на колясках, в котором предусмотрено размещение производственных предприятий, спортивных сооружений и помещений для досуга.

Но указанные проекты - лишь капля в море: большая часть населения, в том числе инвалиды с проблемами передвижения, живет в четырех-пятиэтажных домах без лифтов, а также в крупных городах в девятиэтажных домах с обычными, не грузовыми лифтами. Грузовые лифты, удобные для колясок, имеются только в 16- и 22-этажных домах. Однако, в узких подъездах всех перечисленных типов домов расположены ступени, часто без перил, которые служат непреодолимой преградой для колясочников, особенно женщин, пожилых и одиноких.

Фраза о том, что "главные барьеры находятся внутри нас", стала в последнее время расхожей. Но ведь и на самом деле, пока человек в коляске или незрячий не нашел в себе силы "выйти в люди" и заявить о своем существовании на этом свете, никакая борьба за внедрение безбарьерной архитектуры не будет иметь смысла. Любой чиновник скажет, и отчасти будет прав: " Вот мы построили дорогостоящий пандус (или подъемник), а что-то от этого вас не стало на улицах появляться больше". Не прав он будет в одном - единичным пандусом или "звуковым светофором" проблему не решить. Вот пример: В Москве соорудили подъемник на станции метро Алтуфьевская, видимо, потому, что поблизости расположен реабилитационный центр для детей-инвалидов, которым руководит жена городского министра соцзащиты. Спуститься на коляске под землю здесь легко и просто, но только для того, чтобы покатавшись по этому радиусу туда-сюда, вернуться на ту же станцию - ведь нигде больше выходов для колясочников не сделано. Точно так же и с пресловутыми пандусами: если у них нет возможности спуститься из квартир, то для чего устраивать пологий въезд в соседний магазин. Или еще пример: если в одном месте срезали бордюрный камень, а в другом месте забыли, то это ни на йоту не расширит свободу передвижения.

Таким образом, проблема доступности среды должна решаться комплексно, а не в форме разовых устройств "для галочки". Опыт показывает, что без постоянного и жесткого контроля за выполнением общегосударственных, региональных и местных социальных программ со стороны общественных организаций самих инвалидов проблема доступности среды обитания решена не будет.

4. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы

В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия и др., имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом.

Во многих зарубежных странах отработана система привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое главное - создание условий для этих занятий.

Почему развитые страны уделяют сегодня большое внимание развитию программ физической активности и спорта среди инвалидов? Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

В зарубежных странах очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской и протезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5 % населения, получают от государства помощь в размере 7% от Общего национального дохода.

Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение " колясочников" в 50-е - 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу.

Принимая во внимание вышесказанное, во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено: "Все большее признание получает важность спорта для инвалидов . Поэтому государства должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности".

Пожалуй, только в слаборазвитых странах продолжают дискутировать вопрос о том, кто и как должен финансировать развитие спорта - государство, местные органы власти или сами занимающиеся. В подавляющем большинстве стран давно уже произошло разграничение сфер приложения средств из различных источников финансирования спорта, а тем более из федерального и местного бюджета.

Как правило, средства, выделяемые правительством страны, расходуются на содержание государственных спортивных органов, большой спорт, проведение спортивных мероприятий и строительство спортсооружений национального масштаба, подготовку кадров, проведение научно-исследовательской и информационной деятельности.

Средства местных органов власти идут, главным образом, на развитие "спорта для всех", содержание спортивных клубов, строительство и эксплуатацию спортсооружений муниципального характера.

Эта же схема работает, в основном, и в отношении спорта инвалидов. Национальные федерации, параолимпийские комитеты, занимающиеся " большим спортом инвалидов" содержатся, главным образом, за счет государственной и спонсорской поддержки. Среди инвалидов проводятся чемпионаты Европы, мира и континентов по различным видам спорта, Параолимпийские игры ("пара" - присоединившийся, т.е. игры, присоединившиеся к Олимпийским или проводимые вместе с ними).

Местные органы власти финансируют физкультурно-оздоровительную работу. Так, в Италии в провинции Тоскана, где на обеспечение спортивной системы выделяется 1,3 млрд. лир, развитие физической активности и спорта среди инвалидов занимает одно из шести приоритетных направлений в деятельности Регионального совета. Муниципалитеты Финляндии смогли привлечь к работе с инвалидами в начале 90-х гг. большое количество спортивных инструкторов. Кроме того, ими стали предъявляться более жесткие требования к строительству спортсооружений в целях обеспечения более широкого доступа инвалидов на спортивные объекты. По данным Франции за 1995 г., из более чем 1 млн. умственно отсталых лиц 23 000 занимаются спортом и физической активностью в 550 спортивных клубах, находящихся в ведении муниципалитетов.

Особенно тщательно, пожалуй, как ни в одной другой стране мира, в США следят за выполнением федерального Акта (закона) об американцах-инвалидах 1990 г. Согласно этому закону, все общественные здания, дворцы спорта и стадионы должны быть доступны инвалидам. В конце 1997 г. университет штата Гавайи открывал только что построенный стадион бейсбольным матчем. Но трибуны оказались пусты. Оказывается, архитектор не предусмотрел подъемников для инвалидов в колясках. И ректор университета, узнав об этом, запретил использовать трибуны, так как комиссия по инвалидам штата обратила его внимание на нарушение закона.

Что касается социально-правовых аспектов, организационных структур развития спорта инвалидов и физкультурно-оздоровительных программ для них, то в разных странах они различны: многое зависит от социально-экономического уровня развития каждой конкретной страны. Например, в США физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди инвалидов опирается на законодательные акты, уравнивающие права инвалидов с другими категориями населения; спортсооружения и транспорт приспособлены для инвалидов; программы разрабатываются в учебных и научных центрах и опираются на прочную теоретическую базу; физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди инвалидов начинается с детского возраста; в стране налажена четкая система деятельности оздоровительных и спортивных организаций инвалидов, многие из которых успешно работают уже не один десяток лет; издаются специализированные журналы; выпускаются специальные вспомогательные средства для инвалидов, занимающихся физкультурой и спортом. Физкультурно-оздоровительные и спортивные организации инвалидов США финансируются как за счет государства, так и за счет частных инициатив и спонсоров.

Анализ физкультурно-спортивной работы среди инвалидов Канады показывает, что юридический статус инвалидов в стране поддерживается различными законодательными актами, имеется богатый опыт и обширная сеть различных организаций, занимающихся этой работой. В отличие от США, где оказание благотворительности снижает налоги на 100%, в Канаде они снижены лишь на 30%. Государство оказывает определенную помощь физкультурно-оздоровительной и, особенно, спортивной работе. Правительство несет ответственность за обеспечение программ и услуг. Одним из существенных недостатков считается негативное отношение общества к инвалидам.

Осознавая, что физкультурно-оздоровительная и спортивная активность влияет на восстановление трудоспособности инвалидов, большую поддержку Немецкому спортивному союзу инвалидов и всему движению в целом оказывают федеральные организации. Подготовка кадров, в отличие от вышеупомянутых стран, в Германии, в основном, осуществляется не учебными заведениями, а самой Спортивной федерацией инвалидов.

Создание равных условий инвалидам в вопросе их вовлечения в занятия физической культурой и спортом - основное достижение развитых стран.

"До последнего времени в России эта группа населения относилась к числу фактически выключенных из нормальной жизни общества. Их проблемы не было принято обсуждать публично. Практика градостроительства не предусматривала в общественных местах специальных приспособлений, облегчающих для инвалидов передвижение. Многие сферы общественной жизнедеятельности были закрыты для инвалидов", - писали в 1996 г. авторы книги "Основы физической культуры и здорового образа жизни" П.А. Виноградов, А.П. Душанин и В.И. Жолдак (6).

Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия "инвалид", "физическая активность", а, тем более, "спорт" несовместимы, и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.

90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к инвалидам в России. И, хотя в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль.

Каковы же причины недостаточного развития физической культуры и спорта среди инвалидов в России? Среди основных причин следует назвать следующие:

  • отсутствие социально-экономических условий для решения этой проблемы;
  • недопонимание многими государственными, политическими и общественными деятелями России, и, в первую очередь, руководителями спортивных организаций, важности решения этой проблемы;
  • развитие физической культуры и спорта инвалидов не значится среди приоритетных задач физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций;
  • полное отсутствие элементарных условий для вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом, и, прежде всего, невозможность личного передвижения в общественном транспорте, нерешенность проблем в градо- и дорожном строительстве, отсутствие специализированных или адаптированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря и др.;
  • отсутствие профессиональных организаторов, инструкторов и тренеров со специальной подготовкой;
  • низкая мотивация у самих инвалидов к занятиям физической культурой и спортом;
  • излишняя увлеченность спортивных организаций, да и отдельных представителей этой группы населения достижением высоких спортивных результатов, участием в спортивных соревнованиях, т.е. спортизацией этой работы в ущерб ее физкультурно-оздоровительной направленности.

Не случайно Коллегия ГКФК России 31 октября 1997 г. рассмотрела вопрос "О системе государственных мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов". В своем постановлении по этому вопросу коллегия отметила серьезные недостатки в оздоровлении инвалидов средствами физической культуры и спорта и появление уклона в сторону спорта высших достижений в ущерб массовой оздоровительной работы среди этой группы населения.

Среди главных причин имеющихся недостатков в работе на первом месте называется отсутствие нормативно-правовых основ. На наш взгляд, первостепенным является, как уже отмечалось выше, отсутствие социально-экономических условий в России для решения этой проблемы, недопонимание многими государственными политическими и общественными деятелями важности решения этой проблемы и преодоление старого стереотипа об инвалидах как о ненужных обществу людях.

Именно на решение этих задач направлена программа первоочередных мероприятий, подготовленная Управлением физкультурно-оздоровительной работы и по связям с государственными и общественными организациями ГКФК России.

Наиболее полно эти вопросы нашли отражение в Концепции государственной политики Российской Федерации в области физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на 1999-2004 гг., разработанной по поручению Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации учеными ВНИИФК, сотрудниками ГКФК России и других общественных организаций (Царик А.В., Неверкович С.Д., Дмитриев В.С., Селезнев Л.Н., Чепик В.Д. и др.).

В названной выше концепции среди основных целей и задач Государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на первом месте стоит создание инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях.

И все же, называя пути достижения основных целей в работе с инвалидами, разработчики отмечают: "…создать адекватную сложившимся социально-экономическим условиям структуру государственного и общественного управления физической культуры и спорта инвалидов". Такая запись невольно приводит к мысли о том, что сложившаяся кризисная социально-экономическая ситуация в России требует адекватного управления и финансирования этого важного направления. Согласиться с этим никак нельзя, т.к. даже в этой кризисной ситуации общество может и должно создать условия, необходимые для жизнедеятельности инвалидов.

Среди приоритетных направлений деятельности по развитию адаптивной физической культуры разработчики Концепции справедливо называют:

  • вовлечение как можно большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом;
  • физкультурное просвещение и информационно-пропагандист-ское обеспечение развития физической культуры и массового спорта среди инвалидов;
  • обеспечение доступности для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов;
  • подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами;
  • создание нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта инвалидов.

Несомненным достоинством данной концепции являются предложения по разграничению полномочий и функций в системе физической реабилитации инвалидов между федеральными и региональными органами государственного управления в области физической культуры и спорта.

В этой связи следует подчеркнуть, что центр тяжести в работе перемещается на места. Именно местные органы власти, в первую очередь, должны создавать равные условия для занятий физической культурой и спортом среди всех категорий населения. Но анализ принятых во многих субъектах Российской Федерации Законов о спорте показывает, что этой работе региональные и местные органы власти уделяют пока явно недостаточное внимание, а статьи в принятых законах о спорте носят чисто формальный характер.

Необходимо, чтобы в ближайшее время государственные спортивные организации на местах внесли в свои законодательные собрания конкретные дополнения в принятые законы. Особенно это касается создания физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов для инвалидов по месту жительства.

Совершенно справедливо ставят авторы Концепции и разработку в перспективе Закона Российской Федерации об адаптивной физической культуре. В настоящее время отсутствует интеграция в работе общественных организаций разных категорий инвалидов. Заметно ощущается крен в сторону спортизации. Практически вся работа в клубах сводится к организации и проведению спортивных соревнований среди небольшой группы элитных спортсменов. Хотя при остроте социальных проблем более приоритетной и перспективной является задача развития физкультурно-оздоровительной работы среди инвалидов.

Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.

Социальные и гигиенические проблемы спорта инвалидов

Оглавление | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8



Жизнь после травмы
спинного мозга