|
8. Параолимпийские игрыПараолимпийские игры берут свое начало в 1948 году, когда британский нейрохирург Людвиг Гутманн организовал соревнования среди 16 ветеранов Второй мировой войны. Постепенно эта инициатива ширилась, превратившись во всемирное спортивное движение людей с физическими недостатками. Параолимпийское движение пользовалось и пользуется поддержкой многих политиков. Достаточно сказать, что ему всегда покровительствовала семья Кеннеди (одна из сестер была инвалидом с детства), а президентом Параолимпийского комитета России является вице-спикер Госдумы Владимир Лукин. Параолимпийские Игры начали проводиться с 1960 года в Риме. Римские соревнования были ограничены участием спортсменов в инвалидных колясках. В значительно поздние годы они были расширены за счет спортсменов с мозговым параличом, с ухудшенным зрением и другими физическими недостатками. В 1966 году Параолимпийский Комитет включил некоторых спортсменов с умственными нарушениями. В нынешней, крупнейшей за всю историю Параолимпиаде в Сиднее участвовали 4 тысячи спортсменов из 125 стран. Российская делегация была представлена 91 спортсменом. Наши спортсмены принимали участие в соревнованиях по баскетболу, стрельбе, плаванию, футболу, большому и настольному теннису, дзюдо, легкой атлетике, конному спорту и пауэрлифтингу (жим штанги лежа). На церемонии закрытия XI Параолимпийских игр в Сиднее президент Международного параолимпийского комитета (МПК) Роберт Стидуорд назвал нынешние Игры "почти безупречными". "Малая Олимпиада" оказалась рекордной по числу стран-участниц (125), спортсменов (около 4000) и видов спорта (18 в шести категориях нетрудоспособности). Соревнования проходили на тех же аренах и стадионах, что немногим ранее - настоящие Игры, а количество проданных билетов (1,1 миллиона) более чем вдвое превысило первоначальные ожидания. Участники Параолимпиады показали много достойных результатов - российская легкоатлетка Любовь Васильева, например, в беге на 400 м победила с новым мировым рекордом - 56,48 сек. Однако ошибается тот, кто считает участвующих в Параолимпийских играх инвалидов обделенными людьми, а сами Параолимпийские игры только лишь средством коммуникации и общения несчастных. Параолимпиада - статусное соревнование, а большинство спортсменов-инвалидов из Западной Европы, США, Канады, Японии, Австралии - профессионалы, подчас значительно более амбициозные и капризные, чем их коллеги без физических недостатков. Ради золотой медали (пусть не олимпийской, а параолимпийской) они готовы если не на все, то на многое. На Параолимпиаде в Сиднее десять спортсменов попались на употреблении допинга. Девять - пауэрлифтеры (пауэрлифтинг - жим штанги лежа) и один - легкоатлет. Всех - сразу после тестов, показавших позитивный итог, - выселили из Параолимпийской деревни и дисквалифицировали на четыре года. "Мы глубоко огорчены этими скандалами", - заявил президент Стидуорд. Никогда прежде на Параолимпиадах не было такого количества допинговых нарушений. Незаконное применение допинга, впрочем, не является единственным способом достижения спортсменами-инвалидами высоких результатов. Применять допинг можно вполне законно, но и здесь не обходится без обмана. МПК руководствуется тем же списком запрещенных препаратов, что и Международный олимпийский комитет. Однако пройдя специальную медицинскую комиссию, можно получить разрешение на использование некоторых из них "в лечебных целях". В прошлом году в медицинский центр МПК с надеждой пришли 28 человек. Разрешение получили только 14. Остальные, как выяснилось во время обследования, умышленно симулировали. Но и это еще не все. Часто, стремясь утолить чувство золота, спортсмены-инвалиды утверждают, что покалечены в большей степени, чем на самом деле. Пытаясь обмануть систему классификации (она введена для того, чтобы спортсмены с похожими травмами соревновались друг с другом), они идут на откровенный обман. В истории параолимпийского движения было немало случаев, когда атлеты, частично лишившиеся зрения, утверждали, что полностью слепы. Искусственно улучшать результаты могут даже парализованные спортсмены. Рассказывает медицинский директор МПК Майкл Райдинг. - Если здоровый человек наступит на гвоздь - он испытает сильную боль. Также включится симпатическая нервная система и заставит его от боли подпрыгнуть. Сердце начнется биться учащенно, приток крови к мышцам увеличится. Если на гвоздь наступит человек с поврежденным спинным мозгом - он боли не почувствует вообще. Но его симпатическая нервная система все равно включится. Сердце начнет биться учащенно, поток крови к мышцам увеличится - и он получит очевидное преимущество перед соперниками. Правда, чтобы добиться этого эффекта, параолимпийцы не наступают на гвозди. Они перекрывают мочеиспускательный катетер, вызывая переполнение мочевого пузыря и боль, которую не чувствуют, но на которую реагирует организм. Или сидят в колясках на иглах. "Мы не обвиняем тех спортсменов, которые хитрят. Мы просто говорим, что они теперь не могут участвовать в соревновании", - говорит Райдинг. 9. Физическая культура и спорт для лиц с умственной отсталостью9.1 История развития Специального Олимпийского движения России по программе "Спешиал Олимпикс Интернешинл"Ученые неоднократно заявляли о пользе занятий физической культурой и спортом для лиц с умственной отсталостью. Возможность для занятий предоставляется в основном учащимся вспомогательных школ и школ-интернатов в соответствии со школьной программой и в виде внеклассной работы; в меньшей степени - воспитанникам детских домов и интернатов для детей, подростков и взрослых с умственной отсталостью системы Министерства социальной защиты населения. Основная направленность физической культуры в учебных заведениях - коррекция и оздоровление. Кроме того, в ряде городов России и других стран СНГ на протяжении многих лет проводятся соревнования между вспомогательными школами и школами-интернатами по наиболее популярным и доступным видам спорта. В 1990 г., с появлением специальной программы "Спешиал Олимпикс Интернешнл", для людей с умственной отсталостью расширяются возможности заниматься физической культурой и спортом. В феврале 1990 г. в Сухуми (Грузия) прошел первый всесоюзный семинар для специалистов по физической культуре, посвященный организации спортивной работы с умственно отсталыми людьми по программе "Спешиал Олимпикс". На этом семинаре была создана общественная организация "Всесоюзный комитет специальной олимпиады", которая положила начало развитию этого движения во всех республиках бывшего Советского Союза. В семинаре принимали участие российские (А.А. Дмитриев, В.М. Мозговой) и американские (д-р Хиели и д-р Долан) ученые в области физического воспитания лиц с умственной отсталостью, работники министерств образования, социального обеспечения, здравоохранения, преподаватели физвоспитания, дефектологи, а также специалисты из международной организации "Спешиал Олимпикс Интернешнл" во главе с президентом этой организации г-ном Сарджентом Шрайвером. Тогда российские специалисты впервые познакомились с программой "Спешиал Олимпикс". "Спешиал Олимпикс" - это международное спортивное движение, обеспечивающее лицам с умственной отсталостью условия для занятий спортом и физической культурой с раннего возраста и до глубокой старости. "Спешиал Олимпикс" - самое распространенное спортивное движение такого рода потому, что является доступным, постоянно совершенствующимся и развивающимся: оно предлагает различные спортивные программы, ориентированные на лиц с умственной отсталостью разных уровней возможностей и дающие возможность любому, кто пожелает, найти свой интерес в этом движении. В 1990 г. прошли первые всесоюзные соревнования, на которых были отобраны спортсмены из России, Азербайджана, Беларуси и Узбекистана, принявшие в том же году участие в летних Европейских специальных олимпийских играх в Глазго (Шотландия) по легкой атлетике, плаванию, гимнастике и гандболу. Этот первый опыт участия в международных соревнованиях "Спешиал Олимпикс" дал возможность тренерам понять принципы этого движения, поближе познакомиться с его требованиями и правилами. В 1991 году 60 спортсменов России приняли участие в VIII Всемирных летних Специальных Олимпийских Играх (ВЛСОИ) в США. Июнь-сентябрь 1993 г. - в 6 городах России (Санкт-Петербург, Волгоград у Йошкар-Ола, Новосибирск, Хабаровск, Подольск Московской области) прошли зональные фестивали Специальной Олимпиады России. Этому мероприятию предшествовала большая работа на местах, в результате предварительных соревнований было отобрано 1,5 тысячи спортсменов из 30 регионов РОССИИ. Финальные соревнования прошли в г. Подольске, собрав свыше 250 лучших спортсменов, победителей зональных соревнований. 19 октября 1993 г. состоялась конференция, которая учредила Российскую ассоциацию "Олимп", одним из направлений деятельности которой стало развитие национальных Олимпийских программ России” В этом же году большая группа спецолимпийцев приняла участие в Пятых зимних Специальных Олимпийских Играх в Австрии, где по числу золотых медалей команда России заняла 1 место. 1994 год - идет активная подготовка российских спортсменов к участию в IX Всемирных летних Специальных Олимпийских Играх. В г. Рыбинске (Ярославская область) и Омске прошли Первые летние Специальные Олимпийские Игры России, победители которых составили сборную команду России на IX ВЛСОИ'95. Создаются семейные спортивные клубы для взрослых и детей с недостатками умственного развития, не посещающих государственные учреждения. 1995 год - сборная команда России успешно выступила на IX ВЛСОИ, завоевав более 100 медалей. Специальная Олимпийская программа России получила аккредитацию II-го уровня в Спешиал Олимпикс Интернешнл. 1996 год - прошли первые Зимние Специальные Игры России, в которых приняло участие свыше 350 человек из 12 регионов. По итогам соревнований составлена сборная команда России (70 человек) на Шестые Всемирные зимние Специальное Игры 97. 1997 год - сборная команда России участвует в VI ВЗСОИ в Канаде, где завоевывает более 90 медалей, в том числе золотую медаль в командной игре по хоккею на полу. 1998 год ознаменован подготовкой ко вторым летним Специальным Олимпийским Играм России и Х Всемирным летним Специальным Играм' 99 в США. 1999 год начался усиленной подготовкой спортсменов к Х ВЛСОИ. На базе дома отдыха "Ока" под Москвой собралась первая группа спортсменов из сборной команды России для тренировок, укрепления физической подготовки, развития общения друг с другом. В феврале в Москве успешно прошли международные соревнования по хоккею на полу, в которых приняли участие 6 команд России и спортсмены из Польши и Белоруссии . В настоящее время в 47 регионах России в занятия спортом включены свыше 20 тысяч лиц с недостатками умственного развития, проводятся тренировочные занятия по 18 видам спорта. Ежегодно проходит большое количество Специальных Олимпийских соревнований регионального уровня, 8-10 соревнований - российского уровня. В последние годы Специальная Олимпиада России начала развивать новые программы Спешиал Олимпикс:
9.2 Положительное влияние физкультуры и спорта на людей с умственной отсталостьюПопулярность специального олимпийского движения может быть объяснена тем, что оно стимулирует развитие и использование средств физической культуры и спорта для людей с умственной отсталостью. Кроме того, активные занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на функционирование основных систем организма лиц с умственной отсталостью, способствуя тем самым развитию коррекционно-компенсаторных функций, позволяющих им адаптироваться к жизни в обществе. По данным исследований, умственно отсталые школьники отстают от нормы по показателям силы, быстроты, выносливости, координации, прыгучести на 25-40%. Причинами такого отставания являются, по-видимому, сниженные сила и подвижность нервных процессов у детей-олигофренов (В.И. Лубовский, 1978), в связи с чем замедлена выработка условных связей и темпов развития двигательных способностей. Для восполнения этого дефицита Б.В. Сермеев (1980) предлагает активизировать их моторику как самый мощный стимулятор физиологических функций и нервно-мышечного аппарата (А.А. Дмитриев, 1988). Исследования развития моторики детей с умственной отсталостью проводятся на протяжении многих лет (А.Н. Граборов, 1923, 1941; Н.А. Козленко, 1962; Р.Д. Бабенкова, 1963; С.Ю. Юровский, 1971; А.Н. Плешаков, 1975; Н.П. Вайзман, 1976; В.М. Мозговой, 1982; А.С. Самыличев, 1984; А.А. Дмитриев, 1988, и др.). По наблюдениям ученых, особое место в коррекционно-компенсаторном воздействии на детей с умственной отсталостью занимают физические упражнения циклического характера. Под действием систематически повторяемых активных движений стимулируется деятельность соответствующих отделов нервной системы, вовлекаются в работу ранее бездействовавшие нервные механизмы, за счет условнорефлекторных связей образуются новые нервные пути (Н.А. Козленко, 1987). 9.3 Оздоровительное, гигиеническое и общеразвивающее влияние на организм лыжной подготовкиСреди упражнений циклического характера, коррекционно-компенсаторным путем воздействующих на нормализацию функционирования основных систем организма людей с умственной отсталостью, большое место занимает лыжная подготовка. Не случайно она включена в программу физического воспитания учащихся вспомогательных школ; во многих местных организациях "Спешиал Олимпикс" имеются группы спортсменов, занимающихся лыжным спортом. В Российской специальной олимпийской программе лыжным спортом занимаются около 4000 умственно отсталых спортсменов. Всего же в странах Евроазиатского региона более 11 тысяч человек занимаются лыжами по программе "Спешиал Олимпикс". С ними работают более 200 тренеров. В основном это преподаватели физического воспитания вспомогательных школ, реже тренеры детско-юношеских спортивных школ, воспитатели школ-интернатов, дефектологи, родители умственно отсталых спортсменов. Популяризации лыжной подготовки в рамках "Спешиал Олимпикс" в России и других странах ближнего зарубежья способствуют как климатические условия, так и сложившиеся традиции массового спорта. Нельзя переоценить значение занятий лыжной подготовкой, так как они оказывают оздоровительное, гигиеническое, общеразвивающее влияние на организм (А.А. Дмитриев, 1988; Е.С. Черник, 1992). Движение "Спешиал Олимпикс" предлагает тренерам, работающим с лицами с умственной отсталостью, широкий спектр дистанций, на которых спортсмены могут тренироваться и участвовать в соревнованиях: начиная с 50 м и заканчивая гонкой на 10 км и эстафетами. Такой диапазон предоставляет возможность участия в лыжных соревнованиях любому человеку с умственной отсталостью, независимо от возраста (с 7 лет и старше), физических и функциональных возможностей. Более того, в последние годы активно развивается программа "Объединенного спорта", которая позволяет тренироваться и соревноваться в одной команде спортсменам с умственной отсталостью и здоровым партнерам. Для проведения соревнований по лыжному спорту "Спешиал Олимпикс" использует Правила спорта, утвержденные Международной лыжной федерацией, слегка модифицировав их. Все это создает предпосылки для дальнейшего использования лыжного спорта в программе "Спешиал Олимпикс" как одного из самых популярных и действенных средств адаптации к жизни в обществе лиц с умственной отсталостью. 10. Всемирные Игры ГлухихВ обществе существует недостаточно правильное представление о Глухих как подгруппе меньшинства среди большого сообщества инвалидов. Это неверное представление привело в конечном итоге к вопросу: "Почему не создают возможность для конкуренции Глухих среди всех спортсменов-инвалидов только в одних Играх?" Чтобы ответить на этот вопрос, представляющий интерес перспективного развития для сообщества Глухих, необходимо понимание истории Всемирных Игр Глухих. Всемирные Игры Глухих были основаны в 1924 году. Международный спортивный комитет Глухих (CISS), состоящий из национальных спортивных организаций и исполнительного комитета из восьми глухих членов, является органом, осуществляющим управление деятельностью Всемирных Игр Глухих. Это признано Международным Олимпийским Комитетом (IOC) начиная с 1955 года. В 1966 году IOC предоставил CISS Кубок, учитывая строгую последовательность и приверженность олимпийским идеалам, служению международному развитию спорта. В 1985 году Президент IOC Антонио Самаранч (Antonio Samaranch) обратился к CISS с просьбой присоединиться к Международному Комитету координирования (ICC), чтобы обеспечить организационную структуру для спортивной деятельности спортсменов-инвалидов в пределах IOC. Были получены гарантии, что CISS сохраняет автономию и осуществит продолжение спортивных мероприятий среди Глухих. Почему сообществу Глухих необходимы отдельные Игры? Среди сообщества Глухих имеется обоснованное мнение о проведении отдельных Игр для Глухих. Глухие не рассматривают себя инвалидами, особенно с физической стороны. Достаточное количество считает, что они являются частью культурного и лингвистического меньшинства. Глухой спортсмен физически здоров и способен конкурировать без существенных ограничений, за исключением барьеров, препятствующих коммуникации. На спортивных состязаниях в некоторых индивидуальных случаях можно ограничиться потерей слуха. Однако эти ограничения исчезают в Играх Глухих. Спортивные состязания и их правила также идентичны, как и для здоровых спортсменов. На Параолимпийских Играх нет никаких специальных спортивных состязаний и нет условий для арбитров, действия которых должны быть видимыми. Например, на спортивных соревнованиях Глухих используются огни для стартовых сигналов. Среди Глухих спортсменов разрешено конкурировать для тех, кто не имеет никаких классификаций инвалидности или ограничений, кроме требований, что каждый из них должен иметь потерю слуха по крайней мере не менее 55 децибелов в лучшем ухе. По сравнению с Параолимпийскими Играми существует несколько проблем. Из-за большого перечня физических недостатков спортсменов, участвующих в Параолимпийских Играх, они должны классифицироваться согласно возможностям. Данная система классификации сложна и намерена создать уровень Игр для спортсменов, где нет достаточно необходимого количества участников, объединяющихся согласно классификации. Например, имеется восемь классификаций для спортсменов, страдающих мозговым параличом, три - для слепых, девять - для инвалидов и один - для спортсменов с умственной отсталостью. Для спортсменов со спинными повреждениями имеется множество классификаций, в зависимости от соревнований, в которых они участвуют, например, для плавания имеется десять классификаций. Глухой спортсмен рассматривает спортсмена-инвалида как слышащего. Случается, что Глухие в спортивных состязаниях со слышащими исключаются из группы. С другой стороны, Глухие спортсмены из любой страны, независимо какую они представляют, встречаясь с друг другом, имеют возможность вступать в коммуникацию. В Играх Глухие спортсмены способны конкурировать и взаимодействовать свободно и без сурдопереводчиков, кроме общения со слышащими, являющимися должностными лицами. |
|