Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Знакомьтесь — киберхипстеры

социальные медиаРаньше эту группу называли иначе — сторонники киберутопии. Обычно этот термин применяют по отношению к людям, которые любят технологии и считают их самым главным с того момента, как мы придумали Бога.

Но он не совсем точно описывает людей, о которых идет речь, и не совсем беспристрастен. Некоторые просто любят технологии, и ничего страшного в этом нет. Но большинство из них не ставят на первое место личные интересы — те, на которых можно подзаработать. Киберхипстеры именно так и поступают.

Понятие киберхипстер относится к двум разным группам людей, которые часто пересекаются и работают в схожих областях.

Суть их излияний обычно заключается в том, что сегодня люди могут делать что угодно, не имея при этом ресурсов, финансирования, связей, навыков, образования и т. д. После того как наберется немало заинтересованных слушателей, они начинают зарабатывать на трафике, привлеченном своими разговорами, с помощью рекламы, гонораров за речи и контрактов на издание книг.

Первая группа — те самые ранние пользователи, которые первыми набрасываются на интернет-сервисы, а потом начинают ныть, как же было хорошо, пока никто об этих сервисах ничего не знал. В момент написания этих строк так происходит с Path и Pinterest (1). Когда вы будете читать эти строки, эти ребята начнут жаловаться, что вы ими пользуетесь. В следующий раз, когда на том же TechCrunch анонсируют новый сервис, зарегистрируйтесь там и посмотрите, кто еще туда пришел. А потом сделайте то же с другим сервисом. Уверяю вас, везде появляются одни и те же люди, в массе своей неприятные и постоянно публикующие записи о том, что новый сервис «изменит весь мир!!!». Думайте об этих киберхипстерах как о цифровой версии любителей бейсболок из Вильямсбурга (2). Никто их не любит, но им нужна частичка вашего внимания. И они показывают, насколько они круты и разборчивы, будучи в первых рядах.

Вторая группа киберхипстеров — те, кто считает, будто интернет изменит мир, дав нам возможность стать СМИ. И еще они всерьез полагают, что это принесет американизированное представление о свободе в каждый дом. На бумаге выглядит здорово, но также говорит о беспочвенной уверенности в своем превосходстве и оторванности от реальности. Испытать это ощущение можно, проведя некоторое время в живущих своей жизнью Манхэттене или Сан-Франциско. Когда слышишь, что профессор Нью-Йоркского университета Клэй Ширки отзывается об акции «Захвати Уолл-стрит» или попытках воспрепятствовать принятию законов о личных данных SOPA и PIPA (3) как о «не имеющих руководителей движениях», понимаешь, что он абсолютно не прав. Движение «Захвати Уолл-стрит» создал и возглавил сооснователь журнала Adbusters Калле Ласн. Он ставил боевые задачи перед своими единомышленниками, сторонниками Культуры глушения (4), которые и выступили в роли первых захватчиков еще до того, как СМИ обратили внимание на протесты. Некоторое время спустя, до того как демонстрацию разогнали, стало известно о существовании узкого круга протестующих, встречавшихся отдельно от остальных в парке Зукотти и ответственных за передачу крупных денежных сумм, которые собирала группа.

Что касается провала законопроектов SOPA и PIPA, в историях о «народной победе» часто не принимается во внимание существенный факт: до этого ни один случай «народной» борьбы в интернете не был успешен. Более того, на них даже внимания не обращали за пределами хипстерских сообществ. Так продолжалось до тех пор, пока не вмешивались Google и Википедия. К тому моменту они уже вкладывали существенные средства в старомодное лоббирование в Вашингтоне, и если законы в итоге отклонялись, то только благодаря их выходкам, привлекавшим широкое внимание общественности. Например, закроется Википедия на один день или Google, входящий в пятерку сайтов с крупнейшим трафиком в мире, переведет пользователей на страницу связи с конгрессменом. Как я уже говорил, Google с его активами, исчисляемыми десятками миллиардов долларов, и виртуальной монополией на поиск в интернете вряд ли можно назвать «гласом народа».

Киберхипстеры часто утверждают, что затраты на создание контента приближаются к нулю. Крис Андерсон говорит об этом в своей книге «Бесплатно» (5). Для нас с вами это не совсем так, хотя для некоторых киберхипстеров в их сферах это верно. А значит, по их мнению, это справедливо для всех. Думают они так, потому что живут в теплицах. Да, затраты на создание контента снизились. Но теперь нужно учитывать другие издержки. Так что начать свое дело сегодня так же сложно, как и раньше. Да, любой может снять видео без особых затрат. но нужен хороший редактор, чтобы привести его в божеский вид. И здесь у вас два пути: либо заняться монтажом (а это значит, что вам придется отвлечься от других дел), либо кто-то другой сделает это за вас. А любой знаток своего дела запросит кругленькую сумму. Главным образом потому, что «редакторов» гораздо больше, чем «созидателей». Если вы решите заняться видеомонтажом, это также влетит вам в копеечку. Придется использовать Mac, а значит, раскошелиться на один из компьютеров Apple по преступно высокой цене. То же касается и писанины. Кто угодно может написать и опубликовать что угодно (и это замечательно), при этом отдав кому-то кучу денег. Но чтобы был хоть какой-то шанс заполучить аудиторию, необходим хороший редактор. Стало быть, надо нанимать человека, который знает, что «висячее причастие» (6) — это не то, за что вас могут арестовать, если вы укажете на него на людях.

Мир и правда тесен

Многие именитые киберхипстеры, которым так стараются угодить маркетологи, сами выходцы из широко известных компаний. И это не совпадение. А как, по-вашему, они собрали свою аудиторию?

До того как стать дорогостоящим оратором, рассказывающим о бизнес-моделях, которые на самом деле неэффективны, Крис Андерсон был журналистом в Wired. Прежде чем стать известным блогером, Майкл Аррингтон имел практику в одной из крупнейших юридических компаний в мире O’Melveny & Myers. До того как стать маркетологом и венчурным инвестором, Гай Кавасаки был одним из первых работников Apple. Зная не понаслышке о внутренних делах компании, он утверждает, что у нее есть армия бессознательных фанатиков, которые сделают все, о чем их попросят, даже убьют человека.

Такое богатое карьерное прошлое предоставляет некоторым киберхипстерам широкий доступ к важным источникам, а также обеспечивает повышенное внимание тысяч подражателей. Именно поэтому вы вновь и вновь видите одни и те же имена на различных конференциях. Это позволяет известным киберхипстерам выставлять себя в более выгодном свете, когда собратья по маркетингу и аналитике, а также СМИ и корпорации нуждаются в чьем-то мнении. Многие из них — выходцы с канала Tech TV, который позже стал G4 TV. А Тим О’Рейлли, например, выпускник Гарварда.

Выпускников Гарварда нанимают сразу после окончания университета для написания сценариев для телешоу только потому, что они учились там. Так и киберхипстеры могут сразу же заиметь хорошую репутацию в сообществе, имея нужный диплом.

Для них диплом одного из университетов Лиги плюща (7) или степень в заведении вроде Стэнфорда, в рядах выпускников которого основатели известных компаний вроде Yahoo!, Hewlett-Packard, Cisco и Google, — знак того, что у вас хорошие связи. Это открывает множество дверей, о которых многим из нас и мечтать не приходится. Те же Facebook и Zappos своим существованием по большей части обязаны тому факту, что все их ключевые персоны встретились в Гарварде.

Сноски

1. Path — минималистичная социальная сеть для ИТ-специалистов. На сегодняшний день ей удалось сохранить элитарность (как раннему Facebook в России); Pinterest — социальная сеть для визуалов, совершившая пару переворотов в социальных медиа (например, появился глагол «пинить» — разместить в Pinterest). Недавно была оценена в 3,5 миллиарда долларов. Прим. науч. ред.

2. Вильямсбург считается центром притяжения модников, и до недавнего времени многие называли его «столицей бейсболок». Прим. перев.

3. SOPA (Stop Online Piracy Act) — законопроект о защите от интернет-пиратства, внесенный в Палату представителей США в 2011 году; PIPA (Protect IP (Intellectual Property) Act) — законопроект о предотвращении кражи интеллектуальной собственности, блокировании сайтов, предлагающих контрафакт и нарушающих авторское право, внесен в Сенат США также в 2011 году. На данный момент ни один из этих законопроектов не принят. Прим. ред.

4. Культура глушения (Culture jamming) — тактика антипотребительских общественных движений, направленная на подрыв принципов массовой культуры. Прим. перев.

5. Anderson C. Free: How Today’s Smartest Businesses Profit by Giving Something for Nothing. Hyperion, 2010.

6. Обособленный причастный оборот. Прим. ред.

7. Лига плюща (Ivy League) — название, объединяющее восемь ведущих высших учебных заведений США (Брауновский, Гарвардский, Йельский, Колумбийский, Корнелльский, Пенсильванский, Принстонский университеты и Дартмутский колледж). Прим. ред.

Социальные медиа — это бред. Откровения маркетолога / Брэндон Мендельсон; пер. с англ. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. Опубликовано с разрешения издательства.

Похожие материалы

 



Жизнь после травмы
спинного мозга