Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Абрахам Маслоу и его иерархия потребностей

пирамида иерархии потребностейФокус на внутреннем потенциале

Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года в Бруклине, в Нью-Йорке. Он был старшим из семи детей в семье евреев-иммигрантов из России . Маслоу говорил, что был застенчивым, одиноким и несчастным ребенком, и вспоминал, что большую часть юности провел в библиотеке за книжками.

В восемнадцать лет Абрахам Маслоу поступил в Нью-Йоркский городской колледж, но вскоре перевелся в Висконсинский университет, где начал изучать психологию . Там его наставником и научным руководителем стал Гарри Харлоу, к тому времени уже прославившийся своими экспериментами с макаками-резус . В университете Маслоу получил три ученые степени в области психологии: в 1930 году - степень бакалавра, в 1931 году - магистра и в 1934-м - докторскую степень. Далее он продолжил учебу в Колумбийском университете, где познакомился со своим следующим наставником - Альфредом Адлером, создателем концепции комплекса неполноценности.

В 1937 году Маслоу начал преподавать в Бруклинском колледже, где работал до 1951 года . Там он встретил еще двух своих будущих наставников: одного из основателей гештальтпсихологии Макса Вертгеймера и антрополога Рут Бенедикт. Маслоу восхищался этими людьми - как их профессионализмом, так и личностными качествами, - поэтому стал изучать их самих и их поведение. Именно в это время у него возник интерес к человеческому потенциалу и психическому здоровью, который определил всю его будущую карьеру и стал фундаментом для самого важного вклада ученого в психологическую науку.

В 1950-х годах Абрахам Маслоу становится основателем и лидером нового направления в науке - гуманистической психологии. Вместо того чтобы сосредоточивать внимание на болезнях и различных отклонениях, исследователь сфокусировался на психически здоровых людях. Появление школы гуманистической психологии способствовало созданию ряда разных психотерапевтических методов, основанных на идее, что в каждом человеке от природы заложен потенциал для самоисцеления и что психотерапевт должен играть в этом процессе роль сопровождающего и инструктора и помогать ему избавляться от барьеров и преград, стоящих на пути к реализации внутреннего потенциала.

Наибольшую известность Абрахаму Маслоу принесла «пирамида иерархии потребностей» . Это краеугольный камень современной психологической мысли и системы образования. Суть этой концепции заключается в том, что на конкретные действия людей мотивируют разные потребности, которые начинаются с базовых и постепенно переходят ко все более и более сложным.

С 1951 по 1969 год Маслоу преподавал в Университете Брэдейса, после чего переехал в Калифорнию и начал работать в благотворительном фонде Лафлина . Абрахам Маслоу скончался 8 июня 1970 года от сердечного приступа в возрасте шестидесяти двух лет.

Иерархия потребностей

В 1943 году Абрахам Маслоу впервые представил миру свою концепцию иерархии потребностей; ее часто изображают в виде пирамиды. По идее психолога, потребности играют важную роль в мотивации людей, заставляя их вести себя определенным образом. Базовые потребности лежат в основании пирамиды (физиологические) - они первичны; более сложные (психологические и социальные) располагаются ближе к вершине. На каждый очередной уровень человек переходит только после того, как удовлетворены потребности предыдущего уровня.

Физиологические потребности

Физиологические, или базовые, потребности человека непременно должны быть удовлетворены . Это необходимо для выживания . Все остальные потребности вторичны; их удовлетворение становится возможным только после того, как удовлетворены потребности базового уровня, то есть голод, жажда, сон и половое влечение.

Потребность в безопасности

Потребность в безопасности и защищенности тоже важна для нашего выживания, но все же не в такой степени, как физиологические потребности. На этом уровне пирамиды находятся личная (наличие жилья и безопасная среда обитания) и финансовая безопасность, здоровье и защита от несчастных случаев, например страхование .

Потребность в любви и принадлежности

Потребность в любви и принадлежности, или социальные потребности, включают в себя стремление человека быть любимым, быть принятым и принадлежать к определенной социальной группе. Этот следующий уровень потребностей удовлетворяется благодаря семейным и романтическим отношениям, дружбе, а также членству в религиозных, общественных и прочих организациях и группах.

Потребность в уважении

Каждый человек стремится к тому, чтобы другие люди уважали и ценили его, а также хочет вносить свой вклад во благо общества. Высокая самооценка и признание, как правило, ведут к уверенности в себе, а низкая самооценка и отсутствие уважения со стороны окружающих - напротив, к чувству неполноценности . Почувствовать, что их ценят и любят, и повысить самооценку люди могут по- разному - например, занимаясь профессиональной деятельностью, командными видами спорта, имея хобби, добиваясь успехов в работе и учебе.

Потребность в самоактуализации

На вершине пирамиды Маслоу находится потребность в самоактуализации, то есть в полной реализации внутреннего потенциала, для удовлетворения которой человек должен стать всем, на что он способен. Чтобы достичь этого, необходимо удовлетворить потребности всех остальных уровней . Понимают самоактуализацию весьма широко, но применяется она очень узко - например, человек может стремиться стать лучшим художником или родителем.

Разные типы потребностей

Маслоу выделил не только разные уровни потребностей, но и разные типы: дефицитарные и бытийные. Дефицитарные потребности — это потребности низшего порядка, возникающие из-за недостатка (например, физиологические, а также потребность в безопасности и уважении). Удовлетворять их необходимо для того, чтобы не испытывать неприятных эмоций или избежать негативных последствий. Бытийные потребности (или потребности в развитии) связаны со стремлением человека расти и развиваться как личность. Они не являются следствием лишения.

Следует сказать, что идеи Маслоу подверглись критике . Прежде всего, многие усомнились в методе, с помощью которого ученый выделил отличительные признаки самоактуализации. Он воспользовался для

Критика иерархии потребностей Маслоу

этого качественной методикой биографического анализа, исследовав биографии и труды двадцати одного человека, которых сам счел людьми, достигшими уровня самоактуализации, и на основе этой узкой выборки составил список качеств. Таким образом, определение самоактуализации Маслоу базируется исключительно на субъективном видении - следовательно, его определение не может быть признано как научно подтвержденный факт.

Немало критики вызвала и другая идея Маслоу, согласно которой в результате перехода к самоактуализации непременно должны быть удовлетворены потребности более низкого уровня. А ведь, скажем, люди, живущие в нищете, отнюдь не лишены способности любить и быть любимыми и ощущать чувство принадлежности, хотя, по мнению Маслоу, такого быть не может. Впрочем, несмотря на критику, никто не отрицает, что его идеи оказали огромное влияние на развитие современной психологии. Он сместил фокус внимания с отклоняющегося от нормы поведения на здоровую личность и заставил науку сосредоточиться на позитивных аспектах человеческой природы, психического здоровья и внутреннего потенциала человека.

Из книги Пола Клейнмана «Психология. Люди, концепции, эксперименты»

Похожие материалы:

В раздел: Cаморазвитие

Дата публикации: 27 июля 2015 г.

.



Жизнь после травмы
спинного мозга