Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Биологические и психологические потребности человека по Генри Мюррею

психологические потребностиЛичностные качества

Генри Мюррей родился 13 мая 1893 года в Нью-Йорке в состоятельной семье. В 1915 году он окончил Гарвардский университет с дипломом историка, после чего поступил на факультет хирургии и общей терапии Колумбийского университета, а по его окончании получил степень доктора медицины. Именно здесь зародился его интерес к психологии.

Огромное впечатление на Генри Мюррея произвела научная деятельность Карла Густава Юнга; в 1925 году он встретился с ним в Цюрихе. Как вспоминал позже Мюррей, они часами говорили, ходили под парусами и курили, и эта встреча, можно сказать, заставила его пережить, ощутить свое бессознательное. Именно после знакомства с Юнгом Мюррей окончательно решил посвятить себя психологии.

Вскоре по приглашению основателя Гарвардской психологической клиники Мортона Принса Генри Мюррей стал преподавать в этом учреждении . В 1937 году его назначили директором клиники. Благодаря активной медицинской практике и отличной аналитической подготовке у Мюррея был уникальный подход к работе: он делал акцент на качествах личности и бессознательном пациентов .

В 1938 году Генри Мюррей ушел из Гарвардской клиники, чтобы заняться исследованиями для нужд фронта; к нему даже обратились с просьбой о разработке психологического профиля Адольфа Гитлера . В том же году психолог создает свой знаменитый Тематический апперцептивный тест (ТАТ), предназначенный для выявления бессознательной мотивации личности. В годы Второй мировой войны Мюррей поступил на работу в Управление стратегических служб США, которое занималось оценкой психологической стрессоустойчивости агентов американской разведки.

В 1947 году Мюррей вернулся в Гарвардский университет, на базе которого в 1949 году основал психологическую клинику Annex. В 1962 году ему присвоили звание почетного профессора Гарвардского университета. Генри Мюррей скончался от пневмонии 23 июня 1988 года в возрасте девяноста пяти лет.

Теория психологических потребностей Генри Мюррея

В 1938 году Мюррей предложил собственную теорию психологических потребностей человека. Согласно его теории*, неудовлетворенные потребности создают биохимическое напряжение, избавиться от которого можно только после удовлетворения потребностей. У человека есть множество потребностей, среди них в первую очередь выделяются:

1. Первичные, или биологические потребности, например голод, жажда, потребность в воздухе.

2. Вторичные, или психологические потребности, например потребность в заботе, развитии, независимости.

Кроме того, Мюррей с коллегами определил еще двадцать семь потребностей, которые, по его убеждению, свойственно испытывать каждому человеку (хоть и в разной степени). Перечислим их здесь:

  • Пассивное повиновение - подчинение силе, признание собственной неполноценности.

  • Достижения - потребность побеждать, преуспевать и преодолевать препятствия.

  • Приобретение - потребность приобретать, коллекционировать, накапливать.

  • Аффилиация - потребность в дружбе, симпатии и взаимоотношениях.

  • Агрессия - стремление уничтожить, унизить другого человека .

  • Автономия - желание быть сильным, освободиться от опеки и уметь противостоять другим людям.

  • Избегание наказания - потребность посредством соблюдения правил избегать любых обвинений и наказаний.

  • Созидание - стремление создавать, строить.

  • Потребность идти вразрез с общепринятым - потребность в уникальности.

  • Теория личности Мюррея называется персонология. Прим. ред.

  • Противодействие - потребность защищать свою честь и отстаивать свои интересы.

  • Самозащита - потребность во что бы то ни стало оправдать свои действия.

  • Доминантность - желание управлять другими людьми и контролировать их .

  • Внимание - потребность привлекать к себе внимание .

  • Суждение - стремление учить, делиться информацией, поднимать общие, глобальные вопросы.

  • Избегание опасности - потребность избегать боли и нанесения себе вреда.

  • Избегание неудачи - потребность скрывать свои слабости и избегать ощущения стыда или неудачи .

  • Покровительство - потребность защищать и опекать других.

  • Поддержание порядка - стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте.

  • Игра - желание развлекаться, расслабляться, избавиться от напряженности и стресса.

  • Признание - потребность в социальном статусе и одобрении, удовлетворяемая путем демонстрации своих достижений.

  • Отвержение - желание оттолкнуть других, быть грубым и недоступным.

  • Чувственность - желание получать чувственные впечатления .

  • Секс или эротика - стремление к сексуальным отношениям.

  • Схожесть - потребность уметь сопереживать другим людям.

  • Опека - потребность быть под опекой, ожидать помощи и совета .

  • Понимание и познание - потребность задавать вопросы и приобретать знания и опыт.

По мнению Мюррея, каждая из этих потребностей важна сама по себе, при этом они бывают взаимосвязаны и поддерживают друг друга, однако могут и конфликтовать. Каким образом потребности проявляются в поведении человека, отчасти зависит от факторов внешней среды, которые сам ученый называл давлением.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Тематический апперцептивный тест предназначен для проникновения в бессознательное пациента, оценки паттернов его мышления и выявления личностных характеристик и эмоциональных реакций. Для этого человеку показывают неоднозначные, провокационные картинки и просят рассказать, что он на них видит . Вот кратное описание теста:

1. Участник несколько секунд рассматривает каждую картинку .

2. Его просят рассказать историю, изображенную на картинке, которая должна отвечать на следующие вопросы:

  • Что привело к событию, изображенному на картинке?
  • Что происходит в настоящий момент?
  • О чем думают персонажи и что они чувствуют?
  • Чем закончится эта история?

В тесте используется тридцать одна картинка с изображением мужчин, женщин, детей, фигур неопределенного пола, нечеловекоподобных фигур и один чистый лист . Истории записываются, после чего психолог анализирует легшие в их основу установки, потребности и реакции. В качестве формальных методик подсчета обычно используются особое руководство, описывающее защитные механизмы психики (с его помощью оцениваются такие аспекты, как отрицание, проекции и самоотождествление), и Шкала социального познания и объектных отношений, анализирующая разные аспекты проявлений психики в контексте внешней среды.

Из книги Пола Клейнмана «Психология. Люди, концепции, эксперименты»

Похожие материалы:

В раздел: Cаморазвитие

Дата публикации: 27 июля 2015 г.

.



Жизнь после травмы
спинного мозга