|
Биологические и психологические потребности человека по Генри МюрреюЛичностные качестваГенри Мюррей родился 13 мая 1893 года в Нью-Йорке в состоятельной семье. В 1915 году он окончил Гарвардский университет с дипломом историка, после чего поступил на факультет хирургии и общей терапии Колумбийского университета, а по его окончании получил степень доктора медицины. Именно здесь зародился его интерес к психологии. Огромное впечатление на Генри Мюррея произвела научная деятельность Карла Густава Юнга; в 1925 году он встретился с ним в Цюрихе. Как вспоминал позже Мюррей, они часами говорили, ходили под парусами и курили, и эта встреча, можно сказать, заставила его пережить, ощутить свое бессознательное. Именно после знакомства с Юнгом Мюррей окончательно решил посвятить себя психологии. Вскоре по приглашению основателя Гарвардской психологической клиники Мортона Принса Генри Мюррей стал преподавать в этом учреждении . В 1937 году его назначили директором клиники. Благодаря активной медицинской практике и отличной аналитической подготовке у Мюррея был уникальный подход к работе: он делал акцент на качествах личности и бессознательном пациентов . В 1938 году Генри Мюррей ушел из Гарвардской клиники, чтобы заняться исследованиями для нужд фронта; к нему даже обратились с просьбой о разработке психологического профиля Адольфа Гитлера . В том же году психолог создает свой знаменитый Тематический апперцептивный тест (ТАТ), предназначенный для выявления бессознательной мотивации личности. В годы Второй мировой войны Мюррей поступил на работу в Управление стратегических служб США, которое занималось оценкой психологической стрессоустойчивости агентов американской разведки. В 1947 году Мюррей вернулся в Гарвардский университет, на базе которого в 1949 году основал психологическую клинику Annex. В 1962 году ему присвоили звание почетного профессора Гарвардского университета. Генри Мюррей скончался от пневмонии 23 июня 1988 года в возрасте девяноста пяти лет. Теория психологических потребностей Генри МюрреяВ 1938 году Мюррей предложил собственную теорию психологических потребностей человека. Согласно его теории*, неудовлетворенные потребности создают биохимическое напряжение, избавиться от которого можно только после удовлетворения потребностей. У человека есть множество потребностей, среди них в первую очередь выделяются: 1. Первичные, или биологические потребности, например голод, жажда, потребность в воздухе. 2. Вторичные, или психологические потребности, например потребность в заботе, развитии, независимости. Кроме того, Мюррей с коллегами определил еще двадцать семь потребностей, которые, по его убеждению, свойственно испытывать каждому человеку (хоть и в разной степени). Перечислим их здесь:
По мнению Мюррея, каждая из этих потребностей важна сама по себе, при этом они бывают взаимосвязаны и поддерживают друг друга, однако могут и конфликтовать. Каким образом потребности проявляются в поведении человека, отчасти зависит от факторов внешней среды, которые сам ученый называл давлением. Тематический апперцептивный тест (ТАТ)Тематический апперцептивный тест предназначен для проникновения в бессознательное пациента, оценки паттернов его мышления и выявления личностных характеристик и эмоциональных реакций. Для этого человеку показывают неоднозначные, провокационные картинки и просят рассказать, что он на них видит . Вот кратное описание теста: 1. Участник несколько секунд рассматривает каждую картинку . 2. Его просят рассказать историю, изображенную на картинке, которая должна отвечать на следующие вопросы:
В тесте используется тридцать одна картинка с изображением мужчин, женщин, детей, фигур неопределенного пола, нечеловекоподобных фигур и один чистый лист . Истории записываются, после чего психолог анализирует легшие в их основу установки, потребности и реакции. В качестве формальных методик подсчета обычно используются особое руководство, описывающее защитные механизмы психики (с его помощью оцениваются такие аспекты, как отрицание, проекции и самоотождествление), и Шкала социального познания и объектных отношений, анализирующая разные аспекты проявлений психики в контексте внешней среды. Из книги Пола Клейнмана «Психология. Люди, концепции, эксперименты» Похожие материалы:
В раздел: Cаморазвитие Дата публикации: 27 июля 2015 г. . |
|