Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Поверхностные отношения в Интернете

социальные медиаВ интернете каждый вам друг ровно до тех пор, пока вы не скажете то, что ему будет не по душе. Спросите, например, Малкольма Гладуэлла.

С момента выхода книги «Переломный момент» интернет-маркетологи без устали продвигают представленные в ней идеи, попутно восхваляя Гладуэлла. Это продолжалось до февраля 2011 года, когда он написал небольшую заметку в блоге New Yorker’s News Desk под названием «Нужен ли Египту Twitter».

Позиция Гладуэлла была такова: механизм распространения сообщения не так важен, как само сообщение и его источник. Иными словами, не важно, как люди будут координировать акции протеста, важны сам факт и его причины. Это продолжение тезисов, выдвинутых в заметке в New Yorker под названием «Маленькое изменение: почему революцию не “твитнут”». В ней Гладуэлл утверждал, что для политических акций не нужны социальные медиа. В интернете удается завести только «слабые связи». Но важнее личные связи — полезные, сильные и организованные. Они как раз и необходимы, чтобы хоть что-то произошло.

Я согласен с основными идеями Гладуэлла: использование социальных сетей вроде Twitter и Facebook зря считается панацеей. Первое цифровое поколение изливает душу, жалуясь на неуют окружающего мира с помощью уже ставших привычными средств. Тот факт, что делают они это с помощью Facebook и Twitter, роли не играет. По крайней мере для них. Но, как сказал в своей книге «Сетевой обман» Евгений Морозов, эти инструменты крайне важны для старшего поколения, особенно послевоенного, так как вписываются в их ограниченную картину мира, объясняющую все революционные изменения с распада СССР. Но эти рассуждения уже выходят за рамки книги о маркетинге. Возможно, мы поговорим об этом в другой раз.

Все веселье началось после того, как появилась заметка Гладуэлла о событиях в Египте. Все, чьи бизнес-интересы были затронуты комментариями Гладуэлла — от основателей Twitter до инвесторов Foursquare и даже бывших поклонников Гладуэлла из числа интернет-маркетологов, — с ума посходили. Причем в полном соответствии с последними тенденциями интернета: оскорбляли вас, вашу точку зрения, ваш авторитет, не приводя никаких доводов. Вот оно — наступить и отвлечь.

Изучим несколько примеров:

         Оскорбления. Сооснователи Twitter поведали журналисту GigaOM Лиз Ганнс, что первая статья Гладуэлла была «смехотворной», «абсурдной», «нелепой» и «бессмысленной».

         Нападки на качество вашей работы. Статья Гладуэлла прекрасно написана, но ничего нового или существенного не предлагает. Отличный способ отклонить довод, не опровергая его.

         Отвлечение внимания. Это явная попытка уйти от поднятой темы или замять вопрос. В публикации в своем блоге, посвященной данной теме, Крис Диксон, сооснователь Hunch [4] и частный инвестор Foursquare, уклонился от ответа на вопрос, прав ли Гладуэлл. Он заявил, что тот понятия не имеет, о чем говорит, потому что сам не пользуется Twitter и тот сервис, на который ссылается Гладуэлл, — не «тот Twitter, который я знаю»12. Потом Диксон попытался подчеркнуть, насколько полезны знакомства, которые он завел в Twitter. Иногда этот прием называют «защитой Чубакки» [5]. (А если вы об этом не слышали, погуглите «защита Чубакки» — поймете, что я имел в виду13.)

         Майкл Джексон и Iron Maiden (яблоки и апельсины). Сооснователь Twitter Биз Стоун в тексте для журнала Atlantic рассуждал о влиянии, которое оказал Twitter на политику в Китае на «микроуровне»14. В частности, он раскритиковал Гладуэлла за его статьи о событиях в Египте и неспособности социальных медиа привести к реальным изменениям в мире. Гладуэлл рассуждал о необходимости наличия сильного, организованного, разветвленного движения в реальной жизни с единым лидером или штабом, которые смогут воплотить изменения в жизнь [6]. Стоун утверждает, что необходимостьв этом отпала, так как активисты могут делать то же с помощью платформ вроде Twitter. Но вот незадача: вопреки заявлениям Стоуна, ничего в Китае не изменилось. А на момент написания этих строк мало что изменилось и в Египте, за исключением внешней обста новки [7].

Сравнение Китая с Египтом и действия активистов в этих странах сродни сравнению Майкла Джексона и Iron Maiden, особенно учитывая роль Аль-Джазиры [8] в освещении протестов и практически полное невмешательство египетских военных в дела канала в ходе протестов. Все это пытаются сравнить с деспотичной цензурой в китайских СМИ и активным участием армии и полиции в подавлении протестов. Однако Стоун пытается доказать Гладуэллу, что его доводы неверны, даже несмотря на огромное количество свидетельств обратного. Стоит отметить еще несколько фактов о Twitter и Бизе Стоуне в частности: 1) Биз Стоун больше никак не связан с Twitter, и во многом, как и в случае с Шоном Паркером, его роль в компании и развитии сервиса остается загадкой16; 2) доступ к Twitter в Китае закрыт; 3) в январе 2012 года Twitter объявил о введении местного цензурирования: если какой-нибудь активист оставит запись, незаконно используя сервис на территории страны, другие жители не смогут увидеть, что он написал, а американцы смогут17. Есть ли доказательства, что Twitter может повлиять на ситуацию на «микроуровне», о которых говорил Стоун? Непросто изменить положение вещей, когда люди, которым адресованы ваши сообщения, даже не могут их прочесть.

Люди вечно настороже, или Есть что-то еще?

Я не вполне уверен. Естественно, хочется ответить, что всем есть что защищать. Если бы Криса Брогана раскритиковал за его интернет-семинар по Google+ кто-то владеющий крупной платформой, тот бы просто потерял много денег. В случае с Джеффом Джарвисом, Тимом О’Рейлли и прочими киберхипстерами все немного сложнее.

Причину назвал Евгений Морозов: «Не встречая никаких возражений, [интернет-интеллектуалы] могут убедить нас в том, что мы и на самом деле населяем цифровую страну чудес». Более того — интернет-интеллектуалы (киберхипстеры), маркетологи, аналитики и их друзья уже добились этого. Миф о социальных медиа тому подтверждение. И нужно, чтобы мы начали разгребать беспорядок, который они устроили. Раз уж вы знаете, как эти люди собираются вести бой, вы можете подготовиться и дать им отпор с помощью правды. Нам нужно более энергично взяться за дело: противостоять их глупостям, во всеуслышание о них заявлять и обязательно следить, чтобы медиаплощадки, где они несут бред, возлагали на них ответственность и требовали соблюдения нравственных норм. Нельзя допускать, например, чтобы Пит Кэшмор из Mashable.com продолжал вести колонку в CNN, где он занимается продвижением компаний, с которыми его связывают деловые отношения. Такие действия и порождают ложь и мифы, которые причиняют непоправимый вред малому бизнесу, творческим работникам и предпринимателям.

Эта книга — экскурсия по фабрике вздора. Я уже привел немало примеров опубликованной ерунды и объяснил, как ей удается занять господствующее положение в интернет-маркетинге и почему это плохо. Рассмотрим, как именно распространяется весь этот вздор.


[4] Оскорбления. Сооснователи Twitter поведали журналисту GigaOM Лиз Ганнс, что первая статья Гладуэлла была «смехотворной», «абсурдной», «нелепой» и «бес- смысленной»11.

[5] Защита Чубакки — стратегия защиты в суде, использовавшаяся в мультипликационном сериале «Южный парк». Задача — вызвать недоумение у слушателей. Чубакка — персонаж серии фильмов «Звездные войны». Прим. ред.

[6] В Египте на эту роль подошла организация «Братья-мусульмане», которая также с успехом выступает в Сирии, воюя против правительственных сил. Запустил цепочку призывов к выходу на площадь Тахрир в Каире (с последующими массовыми беспорядками) руководящий сотрудник Google Ваиль Гоним. Прим. науч. ред.

[7] Сейчас идет гражданская война на Синае. Прим. науч. ред.

[8] Он резко снизил «накал разоблачений» после выхода из «арабской весенней» игры Катара — спонсора и создателя Аль-Джазиры. Прим. науч. ред.

Социальные медиа — это бред. Откровения маркетолога / Брэндон Мендельсон; пер. с англ. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. Опубликовано с разрешения издательства.

Похожие материалы

 



Жизнь после травмы
спинного мозга